Мастера, которые смеялись

Дзен мастера смеха

Махакашьяп смеялся над глупостью человека. Все были такие обеспокоенные, думающие, когда же наконец Будда встанет, прекратит свое молчание и мы все сможем пойти по домам. И вдруг он засмеялся, смех был начат Махакашьяпом и продолжается теперь в дзенской традицииЮ нет ни одной другой традиции, в которой можно было бы смеяться. Смех столько антирелигиозен, что вы не можете себе представит себе Христа смеющимся, даже в голову не приходит Махавира с улыбкой на устах, трудно даже предположить, что Махавира мог бы смеяться из живота или Христос мог бы хохотать. Нет, в смехе всем было отказано. Печаль, так случилось, стала религиозной. Один знаменитый немецкий мыслитель Каунт Кессерлинг однажды написал, что здоровье антирелигиозно, болезнь имеет в себе определенную религиозность, потому что больной человек печален, в нем нет желаний не потому что он освободился от них, а просто потому , что он слаб. Слабый человек не будет смеяться, он не сможет и не захочет получать удовольствие от жизни и не будет весел, он будет печален, поэтому религиозные люди старались всеми доступными способами заставить вас быть больным, поститесь, подавляйте ваше тело, мучайте себя и вы станете печальными , у вас отсохнет желание жить – вы будете распяты по собственному желанию. Как можете вы смеяться? Смех исходит из здоровья, это переполняющая энергия, вот почему дети могут смеяться и их смех абсолютно тотален. Все их тело смеётся. Вы можете даже увидеть, как смеюся кончики их пальцев на ногах, все тело, каждая клетка, каждый фибр сотрясаются в смехе и вибрируют, они столь полны здоровьем, в них стольо жизни, все течет, печальный ребенок –это больной ребенок, а смеющийся старик все еще молод, даже смерть не может заствавит его чувствовать себя старым, ничто не может сделать его старым и его энергия все ещё течёт и переполняет его. Смех – это переполняющая его энергия.

В дзенских монастырях смеялись непрерывно. Смех становится молитвой только в дзен, потому что Махакашьяп начал эту традицию. Когда-то 25 веков назад в такое же утро как это, Махакашьяп начал абсолютно новое течение, совершенно незнакомое религиозному уму до этого, он просто засмеялся, он засмеялся над глупостью и идиотизмом и Будда не проклял его, а наоборот, он призвал его ближе к себе и передал ему очень символический цветок и после этого говорил с народом. И когда народ услышал смех , они все подумали: этот человек наверное, безумен и он не достаточно уважителен к Будде и как он может смеяться, стоя перед Буддой. Будда сидит в тишине, как ты можешь смеяться. Этот человек явно не достаточно уважителен. Ум будет утверждать, что смех – это недостаток уважения, ум имеет свои собственные правила. Но сердце не знает их, сердце имеет свои собственные правила, а ум никогда не слышал о них.

Сердце может смеяться и быть уважительным. Ум не может смеяться, он может быть только печален и очень уважителен.

Но что это за уважение, из которого нельзя смеяться? Абсолютно новое течение вошло в жизнь этого мира вместе со смехом Махакашьяпы и века и века спустя смех продолжался. Только дзенские мастера, дзенкие ученики смеются.

Хотей

Рассказывают, в Японии был просветленный мастер по имени Хотей, который ничего не объяснял, только смеялся. Все его учение было смехом. Его смех был таким цепляющим, что все присутствующие тоже начинали смеяться. Часами люди могли наслаждаться смехом, пока не падали в изнеможении прямо на землю, как маленькие дети, и не засыпали. 

Когда Хотей достиг просветления, он начал семятся. Он прожил после этого еще почти тридцать лет, и смеялся все эти годы. Даже во сне – его ученики иногда слышали – он похохатывал. Все его послание миру было – смех. Он разгуливал из одного города в другой и везде только смеялся. Обычно он приходил то на одну рыночную площадь, то на дугую и смеялся. Собирался народ. В его смехе было что-то не от мира сего – это был смех Будды. (Хотей известен как “Смеющийся Будда”.)

Смех Хотея был таким заразительным, что всякий, услышавший его, начинал смеятся. Вскоре смеялась вся рыночная площадь; толпы собирались и смеялись… Многие просили его: “Дай нам какие-нибудь пояснения, указания…”. Но он обычно отвечал: “Ничего более. Этого достаточно. Если ты можешь смеятся, если ты можешь смеятся тотально – это медитация”

Смех и был его техникой, его средством. Рассказывают… что многие люди стали просветленными через смех Хотея. Такова была его единственная медитация: смеяться самому и помогать смеяться другим.

Читайте продолжение: