Активные медитации Ошо

Активные медитации Ошо

Лучше начать с “сидячей” медитации или активной?

Вы можете медитировать сидя, но тогда просто сидите; не делайте больше ничего. Если вы можете просто сидеть, это становится медитацией. Будьте полностью в сидении; единственным вашим движением должно быть не-движение. Само слово “дзен” происходит от слова “дзадзен”, что означает “просто сидение”, ничего-не-делание. Если вы можете просто сидеть, ничего не делая с вашими телом и умом, это становится медитацией; но это сложно.

Вы можете с легкостью сидеть, когда делаете что-то еще, но когда вы просто сидите и ничего не делаете, это становится проблемой. Каждый фибр вашего тела начинает двигаться, каждый сосуд, каждая мышца приходит в движение. Вы начинаете чувствовать дрожь в теле; вы начинаете ощущать многие участки вашего тела, которых раньше никогда не ощущали. И чем больше вы пытаетесь просто сидеть, тем больше движения вы чувствуете внутри себя. Так что, прежде чем приступать к сидению, попробуете сначала другие вещи.

Вы можете просто ходить – это легче. Вы можете просто танцевать – это еще легче. И когда вы сможете выполнять более простые вещи, тогда вы сможете сидеть. На самом деле, сидение в позе будды – это последний этап; его никогда не следует выполнять в начале. Только когда вы научитесь полностью идентифицироваться с движением, вы сможете полностью идентифицироваться с не-движением.

Поэтому я никогда не рекомендую начинать с сидения. Начните с более легкого, иначе вы будете чувствовать много ненужного, того, чего на самом деле нет. Если вы начнете с сидения, вы будете чувствовать много беспокойства внутри себя. И чем больше вы будете пытаться просто сидеть, тем больше беспокойства вы будете чувствовать; вы будете чувствовать только ваш сумасшедший ум, и больше ничего. Это приведет к депрессии, вы будете разочарованы. Вы не испытаете блаженства, вы лишь осознаете свое безумие. И вы можете действительно сойти с ума.

Если вы будете добросовестно стараться “просто сидеть”, вы можете действительно сойти с ума. Безумие случается не так часто только из-за того, что люди, на самом деле, стараются недостаточно добросовестно. При неподвижном сидении вы начинаете осознавать так много сумасшествия внутри себя, что, если вы будете добросовестно продолжать это делать, вы действительно можете сойти с ума. Это случалось раньше, много раз; поэтому я никогда не рекомендую вам то, что может вызвать разочарование, депрессию, печаль, то, что слишком откроет вам ваше безумие. Вы можете быть не готовы к осознанию всего того безумия, которое скрыто внутри вас; некоторые вещи нужно познавать постепенно. Знание не всегда может быть во благо; оно должно раскрываться по-немногу, по мере того, как ваша способность усваивать его растет.

Я предлагаю начать с вашего безумия, а не с сидения; я предлагаю дать свободу вашему безумию. Когда вы танцуете как сумасшедший, внутри вас происходит противоположное. Когда вы танцуете как сумасшедший, вы начинаете осознавать точку покоя внутри себя; когда вы неподвижно сидите, вы начинаете осознавать безумие. Объектом осознавания всегда является противоположное. Когда вы безумно, хаотически танцуете, кричите, хаотически дышите, вы даете свободу вашему безумию. И тогда вы начинаете осознавать тонкую глубинную точку внутри себя – точку покоя и тишины – в противоположность безумию, бушующему на периферии. И тогда вы испытываете блаженство; внутри себя, в своем центре вы нашли тишину. Но когда вы просто сидите, безумствует ваше внутреннее существо; снаружи покой, а внутри безумие.

Будет лучше, если вы начнете с чего-то активного, чего-то позитивного, живого, подвижного; тогда ваша внутренняя тишина будет нарастать. И чем больше она будет нарастать, тем более для вас будет возможным использовать позу сидя или лежа, тем более будет возможной тихая медитация. Но тогда все будет по-другому, совершенно по-другому.

Медитационная техника, которая начинается с движения, активности, предпочтительна также с другой точки зрения. Она становится катарсисом. Когда вы просто сидите, вы испытываете фрустрацию; ваш ум хочет двигаться, а вы просто сидите. Каждая мышца вибрирует, каждый нерв вибрирует. Вы пытаетесь принудить себя к чему-то, что для вас не естественно; тогда вы разделяетесь на того, кто принуждает, и того, кто подвергается принуждению. На самом деле, та часть, которая подвергается принуждению и подавлению – более подлинная, более естественная часть; и эта часть вашего ума гораздо больше, чем та, которая подавляет – а большая часть обычно побеждает.

То, что вы подавляете, на самом деле должно быть отброшено, а не подавлено. Оно накопилось внутри вас, потому что вы это подавляли. Все ваше воспитание, цивилизация, образование, основаны на подавлении. То, что вы подавляли, могло быть просто отброшено, если бы образование было другим, более осознанным, если бы родители были более осознанными. При большем осознавании внутренних механизмов ума культура могла бы позволить вам отбросить многие вещи.

Напрмер, когда ребенок проявляет гнев, мы говорим ему: “Не гневайся.” И он начинает подавлять гнев. Постепенно то, что было мгновенным событием, становится постоянным. Теперь ребенок не проявляет гнев, теперь он постоянно остается гневным. Мы накопили так много гнева из того, что было просто мгновеными событиями; никто не может постоянно испытывать гнев, если только гнев не был подавлен. Гнев – это мгновенное событие, которое приходит и уходит: если гнев выражен, тогда вы уже больше не можете гневаться. Я бы позволил ребенку выражать гнев более естественно. Гневайся, но иди глубоко в это; не подавляй гнев.

Конечно, возникнут некоторые проблемы. Когда мы говорим: “Гневайся,” это значит, что гнев должен быть выражен по отношению к кому-то. Однако ребенка можно направлять; ему можно дать подушку и сказать: “Гневайся на подушку; выражай свою ярость на подушку.” С самого начала ребенка можно воспитывать таким образом, чтобы гнев просто отклонялся. Ему можно дать какой-то предмет: он может бросать этот предмет до тех пор, пока гнев не пройдет. Через минуты, или даже секунды гнев рассеится, так что нечему будет накапливаться.

Вы накопили так много гнева, секса, насилия, жадности! Теперь эти накопления стали вашим безумием. Оно здесь, внутри вас. Теперь, если вы начинаете с какой-либо сдерживающей медитации, например, просто сидения, вы сдерживаете все это, вы не позволяете всему этому высвободиться. Поэтому я предлагаю катарсис. Прежде всего, выбросите все подавленное в воздух; а когда вы можете выбрасывать свой гнев в воздух, вы становитесь зрелым.

Если я не могу быть любящим в одиночестве, если я могу быть любящим только с тем, кого я люблю, значит я еще не достиг зрелости. Тогда я завишу от другого человека, даже чтобы быть любящим; кто-то другой должен присутствовать, чтобы я мог быть любящим. В таком случае любовь очень поверхностна; она не является моей истинной природой. Когда я остаюсь один в комнате, я не могу быть любящим, качество любви не проникло глубоко; оно не стало частью моего существа.

Зрелость приходит, когда уходит зависимость. Если вы можете гневаться в одиночестве, значит вы более зрелы. Вам не нужен объект для вашего гнева. Поэтому я настаиваю на катарсисе в начале. Вы должны выбросить все в небо, в открытое пространство, не обращаясь ни к какому объекту.

Гневайтесь без человека, на которого вам хотелось бы гневаться. Плачьте, не ища никакой причины; смейтесь, просто смейтесь – ни над чем. Тогда вы сможете просто выбросить все, что было накоплено – вы сможете просто выбросить это. Теперь, зная способ, вы можете сбросить весь груз прошлого.

В один момент вы можете освободиться от груза целой жизни, даже жизней. Если вы готовы все отбросить, если вы можете позволить своему безумию выйти наружу, в один момент может произойти глубокое очищение. И тогда вы снова чисты: свежи, невинны – вы снова ребенок. Теперь, в этой невинности и сидячая медитация становится возможной – просто сидение, или просто лежание – потому что теперь внутри вас нет безумия, которое мешало бы сидению.

Первым делом необходимо очищение, катарсис, иначе, практикуя дыхательные техники, просто сидение или йоговские асаны, вы будете просто подавлять что-то в себе. И происходит странная вещь: когда вы позволяете всему выйти наружу, когда вы выбрасываете все из себя, сидение просто происходит, асаны просто происходят – они становятся спонтанными.

Вы можете ничего не знать о йоговских асанах, но начинаете делать их. Тогда эти позы становятся естественными, подлинными. Они производят огромную трансформацию внутри вашего тела, потому что тело само делает их, вы не принуждаете его к этому. Например, если человек выбросил из себя много ненужного, он может начать пытаться стоять на голове. Возможно, он никогда раньше не учился выполнять сиршасану – стойку на голове – но теперь само его тело пытается делать ее. Это действительно внутренний опыт – он исходит из внутренней мудрости его тела, а не из интеллектуальных знаний ума. Если тело настаивает: “Иди и постой на голове!” и человек следует этому, он чувствует себя совершенно обновленным, совершенно измененным в результате этого опыта.

Вы можете выполнять любые позы, но я признаю эти позы только тогда, когда они приходят сами собой. Человек может сесть и замереть в сидхасане, или любой другой позе, но эта сидхасана существенно отличается, качественно отличается. Он не старается сидеть спокойно, это происходит само; нет никакого подавления, нет никакого усилия; просто к этому расположено его тело. Все его существо расположено к сидению. В таком сидении нет разделения ума, нет подавления. Такое сидение становится цветением.

Вы должно быть видели статую Будды, сидящего на цветке, цветке лотоса. Лотос является символом; это символ того, что происходит внутри Будды. Когда “просто сидение” происходит изнутри, вы ощущаете это как распускание цветка. Снаружи ничего не навязывается, скорее, изнутри происходит некий рост, открытие; внутри что-то открывается и цветет. Вы можете имитировать позу Будды, но вы не можете имитировать цветок. Вы можете сидеть совершенно как Будда, даже более “как Будда”, чем сам Будда, но внутреннего цветения не будет. Его невозможно имитировать.

Вы можете использовать всевозможные уловки. Например, вы можете использовать дыхательные ритмы, которые помогут вам быть спокойным, подавить ум. Дыхание может действовать очень подавляюще, потому что каждый дыхательный ритм вызывает определенное настроение. Это не значит, что другие настроения исчезают; они просто уходят в тень.

Вы можете навязать что-то себе. Если вы хотите прийти в гневное состояние, просто воспроизведите дыхательный ритм, который возникает при гневе. Этим приемом пользуются актеры: когда им нужно изобразить гнев, они меняют ритм дыхания – дыхательный ритм должен быть таким, какой бывает в состоянии гнева. Делая дыхание более частым, они начинают испытывать гнев, гневная часть ума выходит на поверхность.

Таким образом, дыхательный ритм можно использовать для подавления ума, для подавления чего-то в уме. Но в этом нет ничего хорошего, это не цветение. Другой путь лучше: когда ваш ум меняется, тогда, как следствие, меняется дыхание; тогда изменение исходит из ума. Я использую дыхательный ритм как показатель. Человек, который испытывает внутренний покой, постоянно сохраняет один и тот же дыхательный ритм; ритм его дыхания никогда не меняется под влиянием ума. Он может меняться под влиянием тела – когда человек бежит, дыхание меняется – но он никогда не меняется под влиянием ума.

Так, в тантре используется много разных дыхательных ритмов в качестве секретных ключей. Они позволяют даже половой акт превратить в медитацию – но это возможно только в том случае, если во время полового акта дыхательный ритм остается постоянным, иначе это невозможно. Когда ум вовлекается, дыхательный паттерн не может оставаться постоянным, а когда дыхательный паттерн остается постоянным, ум совсем не вовлечен. И если ум способен не вовлекаться в такой глубокий биологический процесс, как половой акт, тогда он не будет вовлекаться и в других случаях.

Но вы можете прибегать к принуждению. Вы можете сидеть и навызявать телу определенный ритм, вы можете сохранять ложную позу Будды, но вы будете мертвы. Вы станете тупым, глупым. Это произошло со многими монахами, со многими садху; они стали просто глупыми. Их глаза не излучают света разума; их лица стали лицами идиотов, без какого-либо внутреннего света, огня. Они так боятся любого внутреннего движения, что подавили в себе все, включая разум. Разум – это движение, одно из тончайших движений, таким образом, если все внутреннее движение подавлено, разум оказывается поврежден.

Осознавание не статично. Осознавание – это тоже движение, динамический поток. Таким образом, если вы начинаете снаружи, если вы принуждаете себя сидеть подобно статуе, вы многое убиваете в себе. В первую очередь позаботьтесь о катарсисе, об очищении ума, о выбрасывании всего содержимого, так чтобы вы стали пустыми, незанатыми, чтобы могло войти нечто запредельное. Тогда сидение становится плодотворным, тишина становится плодотворной, но не раньше.

На мой взгяд, сама по себе тишина не имеет никакой ценности. Тишина может быть мертвой, вы можете создать мертвую тишину. Но тишина должна быть живой, динамичной. Если вы “создаете” тишину, вы становитесь более глупым, более тупым, более мертвым; но это легче, и многие люди делают это сейчас. Вся человеческая культура основана на подавлении, поэтому гораздо легче подавить себя еще больше. Тогда вам не нужно идти на риск, не нужно совершать прыжок.

Многие приходят ко мне и говорят: “Дай нам технику медитации, которую можно практиковать в тишине.” Почему такой страх? У вас “сумасшедший дом” внутри, а вы приходите и говорите: “Дай нам технику, которую можно практиковать в тишине.” Подобная техника сделает вас только еще более сумасшедшими, тихими сумасшедшими, и ничего более.

Двери вашего “сумасшедшего дома” должны быть открыты! Не беспокойтесь о том, что скажут другие. Человек, который беспокоится о том, что думают о нем другие, никогда не обращается внутрь себя. Он постоянно занят беспокойством о том, что о нем говорят или думают.

Когда вы просто тихо сидите, закрыв глаза, не возникает никаких проблем; ваша жена, или ваш муж, говорит, что вы стали очень хорошим человеком. Все хотят, чтобы вы были мертвым; даже матери хотят, чтобы их дети были мертвыми, послушными, тихими. Все общество хочет, чтобы вы были мертвыми. Так называемые “хорошие” люди – это на самом деле мертвые люди.

Так что не беспокойтесь о том, что думают другие; не беспокойтесь о том образе, который, возможно, сложился у них о вас. Начните с катарсиса, и тогда внутри вас может расцвести что-то хорошее. Оно будет иметь другое качество – совершенно другое – другую красоту; это будет нечто подлинное.

Когда тишина приходит к вам, когда она нисходит на вас, она не фальшива. Вы не культивировали ее; она пришла к вам; она случилась с вами. Вы начинаете чувствовать, как она растет внутри вас, подобно тому как мать чувствует, как в ее утробе растет ребенок. Глубокая тишина растет внутри; вы становитесь беременны ею. Только тогда имеет место трансформация; иначе это просто самообман. И вы можете обманывать себя из жизней в жизни – возможности для этого безграничны.

Ошо, “Медитация: Искусство экстаза”, глава 4